Недавно в Казахстане был опубликован ряд статей на тему национальных результатов PISA (Program for International Students Assessment) и PIAAC (Program for International Assessment of Adult Skills), проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Мы изучили отчеты и подготовили резюме с дополнительной информацией.

PISA — оценивает 15-и летних учащихся в 90 странах Мира на предмет того, насколько они овладели ключевыми знаниями и навыками, необходимые для полноценной социальной жизни. Оценка фокусируется на умении читать, считать, разбираться в естественных науках и инновациях, а также, на благополучии учащихся. Казахстан участвует с 2009 года.

PIAAC — оценивает взрослых в возрасте 16–65 лет в более чем 40 странах на предмет того, насколько они овладели навыками процессов обработки информации: умеют грамотно читать и писать, считать и решать проблемы в технологически-насыщенной среде. Тестирование также, предоставляет информацию о том, как казахстанцы пользуются этими навыками дома, на работе и в обществе.

Участники могут выбирать форму тестирования: на бумаге или в электронном виде. А также, язык тестирования. Программы оценивают не академические знания, а умение пользоваться базовыми знаниями и навыками в жизни.

Результаты PISA — Учащиеся

Казахстан участвует в Программе с 2009 года. Тестирование проводится раз в 3 года: 2009, 2012, 2015 и 2018. Согласно ОЭСР, результаты PISA–2015 для Казахстана нельзя сравнивать с результатами предыдущих лет или с 2018 годом из-за потенциальной погрешности, вызванной неполными данными в ответах учащихся.

Согласно результатам тестирования в 2018 году и сравнению с данными в 2009 году, навыки учащихся в Казахстане по чтению и естествознанию снизились. Математика улучшилась, но только у школьников. У взрослых, как указано далее в разделе Результаты PIAAC, с математикой наблюдаются проблемы и как указывается в отчете, в ближайшем будущем, такая ситуация может создать проблемы.

Таблица «Результаты тестирования школьников»

Что учащиеся знают и могут в чтении?

  • В Казахстане 36% учащихся достигли уровня чтения не ниже 2-го уровня (в среднем по ОЭСР: 77%). Как минимум, эти ученики могут определить основную идею в тексте средней длины, найти информацию на основе явных, хотя иногда и сложных критериев, и могут поразмышлять о цели и форме текстов, когда явно направлены на это.
  • Незначительный процент учащихся в Казахстане были лучшими в чтении: уровень 5 в тесте чтения (средний показатель по ОЭСР: 9%). Такие учащиеся могут понимать длинные тексты, иметь дело с понятиями, которые являются абстрактными или противоречивыми, и устанавливать различия между фактом и мнением, основываясь на неявных подсказках, относящихся к содержанию или источнику информации.

Что учащиеся знают и могут в математике?

  • Около 51% студентов в Казахстане достигли уровня 2 или выше по математике (в среднем по ОЭСР: 76%). Как минимум, эти учащиеся могут интерпретировать и распознавать без прямых инструкций, как (простая) ситуация может быть представлена математически (например, путем сравнения общего расстояния по двум альтернативным маршрутам или преобразования цен в другую валюту). Доля 15-летних учащихся, которые достигли минимального уровня знания математики (уровень 2 или выше), варьировалась в широких пределах — от 98% в Пекине, Шанхае, Цзянсу и Чжэцзяне (Китай) до 2% в Замбии, которые участвовали в Оценке PISA для развития в 2017 году. В среднем по странам ОЭСР 76% учащихся достигли уровня 2 по математике.
  • В Казахстане 2% учащихся набрали 5 баллов и выше по математике (средний балл по ОЭСР: 11%). Эти учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации и выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем.

Что учащиеся знают и могут в естественных науках?

  • Около 40% учащихся в Казахстане достигли уровня 2 или выше по естественным наукам (средний показатель по ОЭСР: 78%). Как минимум, эти учащиеся могут распознать правильное объяснение знакомых научных явлений и могут использовать такие знания, чтобы в простых случаях определить, является ли заключение обоснованным на основе предоставленных данных.
  • В Казахстане незначительный процент (1-2%) учащихся был лучшим в науке: уровень 5 (средний уровень по ОЭСР: 7%). Эти студенты могут творчески и автономно применять свои знания и знания о науке в самых разных ситуациях, включая незнакомые.

Результаты PIAAC — Взрослые

Первый цикл программы PIAAC, состоящий из 3 раундов, стартовал в 2011 году (1 раунд) и завершился в 2018 (3 раунд, в котором участвовал Казахстан). Следующий цикл тестирования запланирован на 2021–2022 годы.

Программа оценивает, насколько эффективно взрослые применяют полученные ранее базовые знания и навыки. В Казахстане, в тестировании приняли участие 6,050 человек в возрасте 16–65, в период с августа 2017 по апрель 2018. Ниже приведены официальные выводы из отчета.

  • В среднем, по грамотности и арифметике, взрослые в Казахстане ниже среднего показателя по ОЭСР. Доля взрослых, набравших наивысшие баллы в области решения проблем в среде с насыщенными технологиями, также ниже среднего показателя по ОЭСР.
  • В Казахстане различия между взрослыми в верхней и нижней части распределения показателей грамотности и арифметике меньше, чем средний показатель по ОЭСР. Это указывает на меньшее неравенство в приобретении навыков между различными слоями населения.
  • Несмотря на более высокие показатели завершенного высшего образования, 25–34-летние казахстанцы находятся на том же уровне, что и 55–65-летние. Это намного ниже среднего показателя среди 25–34 летних в среднем по странам ОЭСР.
  • Небольшие различия в успеваемости между людьми с высшим образованием и людьми с уровнем неполного среднего образования — можно объяснить низкой квалификацией людей с высшим образованием, которые набрали значительно ниже среднего по ОЭСР.
  • Взрослые в Казахстане демонстрируют самый низкий уровень участия в практике арифметики, как на работе, так и в повседневной жизни. Это может иметь негативные последствия для развития навыков в течение всей их жизни.
  • Экономические выгоды от навыков, измеряемые увеличением заработной платы, связанным с более высокими навыками арифметики, являются положительными в Казахстане. Хотя и ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. Увеличение заработной платы, связанное с продолжительностью обучения, выше, чем в среднем по ОЭСР.
  • В отличие от большинства других стран, более профессионально опытные люди в Казахстане не сообщают о том, что они находятся в лучшем состоянии здоровья и не имеют более высокого уровня доверия или политической эффективности.

Подробные результаты тестирования смотрите в оригинале отчёта.

Насколько грамотно читают и пишут взрослые казахстанцы?

  • В среднем, уровень казахстанцев в грамотности намного ниже среднего уровня по ОЭСР.
  • Половина казахстанцев (каждый второй) в возрасте 16–65 лет достигли уровня 2. Это означает, что они могут только делать выводы низкого уровня и сопоставлять тексты, которые не являются слишком большими или длинными.
  • Чуть меньше 25% взрослых получили оценку на уровне 3. На этом уровне взрослые демонстрируют способность понимать и отвечать соответствующим образом на плотные и длинные тексты, а также выявлять, интерпретировать или оценивать один или несколько фрагментов информации и делать соответствующие выводы.

Насколько грамотно считают взрослые казахстанцы?

  • В среднем, уровень казахстанцев намного ниже среднего уровня по ОЭСР.
  • 20% взрослых достигли уровня 3. На этом уровне взрослые хорошо понимают цифры и пространство, могут распознавать и работать с математическими отношениями, закономерностями и пропорциями, выраженными в устной или числовой форме, а также могут интерпретировать и выполнять базовый анализ данных и статистики в текстах, таблицах и графиках.
  • Только 1% взрослых в Казахстане (по сравнению с 11% в среднем по странам ОЭСР) достигли уровня 4 или 5 и способны понимать широкий спектр математической информации, которая может быть сложной, абстрактной или встречаться в незнакомом контексте.

Как взрослые казахстанцы умеют решать проблемы в технологически-насыщенной среде?

  • Пропорция взрослых, которые получили высшие оценки, меньше, чем среднее значение по странам ОЭСР. Меньше 1%. Эти взрослые могут решать проблемы с использование различных программных приложений, с помощью большого количества шагов, требуемых для решения и поиска новых путей решения в новой обстановке.
  • Около 15% взрослых получили оценку на Уровне 2. Среднее по странам ОЭСР — 25%. Эти люди могут решать проблемы с использование немногих программ, с несколькими шагами, требуемыми для решения.

Что дальше?

В дополнение к результатам тестирования PISA и PIAAC, хочется отметить, что многие руководители и владельцы бизнеса, с которыми мы беседовали, согласны с тем, что базовый уровень развития молодых профессионалов снижается.

Ученые сообщают, что к 2100 году, интеллект у учеников снизится на 25%. Виной всему — повышенное содержание углекислого газа в воздухе. Они нашли взаимосвязь между снижением когнитивных способностей у учащихся и содержанием CO2 в воздухе, которым они дышат. В дополнение к этому, научно доказано, что объём человеческого мозга снижается.

Человеку трудно быстро изменить природу и окружающую среду. Для этого, нужны многие годы и кардинальные изменения в технологиях. Однако, развивать и улучшать свои профессиональные и личностные навыки — может каждый. И для этого, не нужно тратить годы.

С развитием технологий и доступности интернета, различные знания стали доступны всем. Сегодня в сети можно найти информацию практически по любой теме, а также, узнать секреты, хитрости и нюансы. Главное — желание. Ведь трудно развивать что-либо, когда большинство не умеют грамотно читать и писать, а также считать, пользоваться технологиями и решать сложные задачи, с последовательными шагами.

от MCheng

Добавить комментарий