Любое дело начинается с исследования и анализа рынка. Каждый руководитель, который хочет вести успешный бизнеса, должен знать текущую ситуацию на рынке, а каждый маркетолог — должен уметь быстро находить и предоставлять такую информацию руководству.
Без знаний о текущей ситуации на рынке, высока вероятность принятия неверных решений и действий, которые приведут компанию к банкротству. Именно по причине незнания рынка и отсутствия рыночной информации, каждый месяц в Казахстане закрываются сотни компаний: недооценка рынка, переоценка рынка — самые популярные причины.
Чтобы не допускать таких ситуаций, необходимо знать ситуацию на рынках и пользоваться сложившимися обстоятельствами с учетом собственных возможностей и сильных сторон. С помощью такой информации — гораздо проще принимать решения: что делать, куда вкладывать средства, сколько и ради чего.
С помощью KazDATA, можно быстро, без особых усилий и затрат, узнавать текущую ситуацию на рынках организаций и товаров, и получать всю необходимую информацию для дальнейших действий.
Но что такое рынок, что можно узнать о нем и что нужно знать о нем, чтобы оценить текущую ситуацию? Ответы и ссылки на инструкции найдутся ниже в статье.
Что такое рынок: структура и состав
Любая среда, в которой субъекты обмениваются объектами (обычно, на основе взаимной выгоды) — есть рынок.
Рынок, где физические лица покупают какие-либо товары, работы и услуги у организаций, называется B2C (Business to Customers). Рынок, где юридические лица покупают у юридических лиц, называется B2B (Business to Business).
Таким образом, рынок — это товары, деньги, покупатели и продавцы. Соответственно, чтобы узнать текущую ситуацию на рынке, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Достаточно ли велик рынок: сколько товаров и сколько покупателей есть?
- Какую долю мы занимаем сейчас: сколько организаций уже являются нашими клиентами?
- Какой потенциал есть на рынке: сколько клиентов мы ещё не охватили?
- Какова конкуренция: сколько конкурентов на рынке и кто они?
- Какая динамика на рынке: как прирастают организации и товары с течением времени.
Размер/объём рынка
Как отмечалось выше, рынок — это среда, в которой субъекты обмениваются объектами (товарами). Соответственно, размер или объём рынка B2B можно оценить в субъектах и объектах. То есть, 1) в количестве товаров (в натуральном выражении: штуки, килограммы, тонны и в денежном) и 2) в количестве покупателях и продавцах (конкурентах).
Размер рынка служит одним из главных ориентиров для бизнеса и отвечает на следующие вопросы: сколько покупателей, продавцов и товаров представлено на конкретном рынке.
Обладая такой информацией, можно уверенно планировать и развивать бизнес: принимать подходящие стратегические и тактические решения.
С помощью KazDATA, можно быстро, без особых усилий и затрат, оценить размер или объём любого рынка товаров и юрлиц в Казахстане.
Подробная инструкция для определения размера рынка.
Доля рынка
Если ваша компания уже представлена на рынке Казахстана, можно оценить занимаемую долю рынка: сколько покупателей и товаров от всего рынка приходится на нашу компанию.
Данный показатель поможет понять положение вашего бизнеса относительно конкурентов. А также, послужит ключевым индикатором для развития. Вы можете использовать показатель доли рынка в виде KPI для коммерческого отдела и их мотивации.
Если у вас новый бизнес и еще нет клиентов на рынке или их мало, то вы можете вместо занимаемой доли рассчитать долю, которые бы вы хотели занять.
Подробная инструкция для оценки доли рынка.
Потенциал рынка
Для существующего бизнеса в Казахстане, потенциал рынка — это сколько ещё организаций не охвачено и можно привлечь в качестве клиентов. А также, сколько товаров им можно продать.
Для нового бизнеса, потенциалом рынка может являться весь рынок.
Рассчитать рыночный потенциал очень легко и не отнимет много времени, особенно, если вы уже знаете размер рынка и занимаемую долю: просто отнимите от всего рынка занимаемую долю и получите рыночный потенциал.
Рыночный потенциал измеряется также, как размер и доля рынка: в организациях и товарах.
Зная рыночный потенциал — сколько клиентов можно привлечь и сколько товара продать (и кому), можно действовать на рынке быстрее и успешнее других. Вы сможете запланировать необходимые мероприятия и ресурсы, а также, обеспечить необходимый бюджет для развития.
Подробная инструкция для определения потенциала рынка.
Конкуренция
Конкуренция — двигатель бизнеса и экономики. Благодаря конкуренции, появляются лучшие товары. Благодаря конкуренции, улучшается качество обслуживания. Благодаря конкуренции, у потребителей есть выбор.
Какую продукцию мы производим, с какими характеристиками, по какой цене продаём, с помощью каких каналов происходит сбыт и продвижение — все это определяется конкуренцией.
И что самое главное — конкуренция влияет на уровень прибыли, который получает бизнес. Обычно, чем выше конкуренция — тем ниже маржинальная прибыль. И наоборот, чем меньше конкуренция — тем ниже себестоимость и больше прибыль.
Поэтому, важно знать конкурентов «в лицо»: как называется организация, где находится, чем занимается, какой размер у организации и какой ее возраст.
С помощью KazDATA — можно быстро определить всех конкурентов и мониторить развитие рынка.
Подробная инструкция для определения конкурентов.
Динамика
В анализ текущей ситуации на рынке, входит оценка динамики развития рынка. С помощью анализа динамики развития рынка, можно быстро оценить тенденции на рынке: рост или снижение.
Подробные инструкции по оценки динамики на рынках Казахстана.
- Динамика импорта и экспорта товаров.
- Динамика роста организаций.
- Динамика производства товаров.