Сегментация рынка — понятие, уже стало обыденным и обязательной нормой для бизнеса: тщательно изучать ситуация в отраслях и на отдельных рынках, чтобы находить лучшие возможности и уверенно действовать. Сегментация рынка позволяет бизнесу не растрачивать лишние ресурсы и достигать цели.
Содержание
- Что такое сегментация рынка
- Проблемы сегментирования
- Какие виды сегментации есть
- Как самостоятельно и быстро сегментировать рынки в Казахстане
Что такое сегментация рынка
Процесс сегментации рынка — это группирование участников рынка по схожим параметрам и характеристикам. Участники рынка могут быть как физическими так и юридическими лицами. Юрлица группируются по секторам и отраслям экономики.
Сегментация рынка нужна для того, чтобы правильно определить целевую аудиторию и не тратить и так ограниченные ресурсы на неподходящих клиентов. Если вы думаете, что ваша целевая аудитория, это все клиенты и потребители — то скорее всего, это приведет вас к большой трате времени и усилий зря, а результаты будут желать лучшего.
Сегментация рынка — это по сути начало маркетинга и находится в самом начале цепочки маркетинговых процессов: Сегментация > Таргетирование > Позиционирование = Комплекс маркетинга (4П).
В ходе сегментации рынка изучаются существующие и потенциальные клиенты и далее, классифицируются по схожим признакам и критериям в различные группы или сегменты.
Затем, из всех сегментов выбираются наиболее привлекательные и подходящие — целевая аудитория, для которой разрабатываются отдельные стратегии продвижения, максимально соответствующие своей аудитории.
По сути, происходит ранжирование клиентов по приоритетности. Оценивается привлекательность клиентов по уровню доходов. Чем больше доходность — тем лучше. Таких клиентов нужно больше и это нормальное желание бизнеса.
Затем, когда целевая аудитория определена и известны её характеристики: потребность, местоположение, вид деятельности, размер, возраст и факторы влияющие на выбор, наступает не менее критический момент — позиционирование продукции/бренда с помощью комплекса маркетинга 4П.
Такой подход, точечно направленный и воздействующий на различные сегменты целевой аудитории в отдельности — гораздо эффективнее, чем массовый подход. Возврат инвестиций в продвижение при таком подходе выше.
Проблемы сегментирования
Особых проблем в процессе сегментации нет. Это достаточно простой процесс и зачастую, именно его простота является причиной ошибки у большинства компаний.
Плата за такую ошибку — потерянное время и упущенная выгода.
Если провести сегментацию рынка неправильно — определить неподходящие сегменты и выбрать неподходящую целевую аудиторию, то несложно представить, какими будут эффект и результаты от последующих действий.
Представьте, что вам нужно на юг, а вы идете на север и долго удивляетесь тому, что югом даже и не пахнет. Скорее всего, через какое-то время, когда уже ноги будут стерты в кровь, сил совсем не останется, вы все таки доберетесь до пункта назначения. Но цена будет высока.
Выбор неправильной целевой аудитории можно сравнить с ездой на автомобиле по льду на летней резине — машина едет, но она практически не управляется. Шансы, что вы доберетесь до пункта назначения есть. Но в каком виде? Сколько времени, топлива и нервов будет затрачено на такую поездку.
Аналогий можно приводить множество, но результат всегда один — зря потраченные усилия, время и деньги.
Практика показывает, что самые успешные компании тщательно подходят к вопросам сегментации рынка и позиционирования. С помощью сегментации можно лучше узнать клиентов, точнее определить потребности целевой аудиторию и сфокусировать усилия именно на приоритетных рынках.
Какие виды сегментации рынка есть
С маркетинговой точки зрения, рынок юридических лиц — это в-первую очередь организации, во-вторую люди. Сначала изучаются организации, затем люди.
У каждой организации есть стандартный набор характеристик и качеств, по которым они отличаются между собой. По таким признакам их можно определить и классифицировать.
Основные виды (критерии) сегментации юридических лиц:
Сегментация по доходности
Сегментация по доходности — изучение существующих клиентов на предмет уровня доходов, которые они приносят компании.
Задача сегментации по доходности — определить самых доходных и менее доходных клиентов и уметь их отличать. Всем нужны клиенты, которые много платят и мало жалуются.
Такие знания помогут 1) привлекать новых клиентов и 2) правильно распределять ресурсы — не тратить больше времени на низкодоходных в ущерб высокодоходным клиентам.
- Существующий бизнес должен провести сегментацию по доходности и узнать своих клиентов.
- Новому бизнесу придется экспериментировать и подбирать наиболее подходящую целевую аудиторию по ходу реализации проекта.
Сегментация по виду деятельности
Отраслевая сегментация. Вид деятельности (отрасль) — одна из стандартных характеристик организации и указывает на то, чем организация занимается.
Вид деятельности классифицируется специальным государственным классификатором, который называется ОКЭД (общий классификатор экономической деятельности) и состоит из основных секторов экономики и отдельных видов деятельности или отраслей.
У каждой отрасли есть своя специфика. Поэтому, важно знать — какие отрасли являются наиболее привлекательными: растущий спрос, низкая конкуренция, высокая маржинальность.
Сегментация по местоположению
Географическая расположенность играет важную роль в бизнесе. Где находятся наши клиенты и потребители? В каких городах и регионах?
На этот вопрос ответит список аудитории по местоположению.
Сегментация по размерности
Не все организации одинаковые по размерности. В каждой отрасли есть малые, средние и крупные организации. Обычно, крупные компании — это лидеры отрасли, на которых приходится большая доля рынка.
Потребности одних организаций отличаются от потребностей других организаций. Сегментации рынка по размеру помогает определить какие организации являются наиболее привлекательными и соответствуют целевой аудитории. Одни организации фокусируют свою деятельность на малых, другие на средних, а третьи на крупных.
Со временем и развитием бизнеса, параметры размерности целевой аудитории могут меняться.
Сегментация по возрасту
Очень интересный критерий — возраст организации. Так же, как и размер организации, возраст оказывает влияние на организацию.
На разных этапах развития организации — перед ней стоят разные задачи. На разных этапах развития у организации разные потребности и приоритеты.
Например, у новых организаций, которые были недавно созданы — совершенно разные цели, задачи, потребности и возможности по сравнению с 5-и летней организацией.
Изучение клиентов и сегментирование по возрасту — необходимый процесс для всех, кто хочет лучше понимать клиентов и находить новых, наиболее подходящих.
Сегментация по форме
Организации могут быть созданы в разных формах. Формы зависят от специфик организации и целей и задач, которые стоят перед ней.
Помимо разных целей и задач, от формы организации зависят её потребности и возможности.
Как самому быстро сегментировать рынки в Казахстане
Чтобы увеличить прибыль за счет привлечения наиболее подходящих клиентов, нужно изучить рынок — провести сегментацию.
Процесс сегментации отнимает много ресурсов. Особенно, времени и сил квалифицированного персонала, которому нужно найти, собрать и обработать большое количество данных из самых разных источников.
В итоге, когда необходимая информация получена — на сами действия остаётся совсем мало времени. За это время, данные могут устареть и придется заново заниматься поиском и сбором информации, вместо продаж.
По крайней мере, так было до появления KazDATA — специального приложения для бизнеса.
Сегментация рынка в Казахстане
С помощью приложения KazDATA — провести сегментацию рынка юридических лиц в Казахстане можно фантастически быстро! Для этого есть 3 причины.
Причина 1. Мы уже 1) нашли все зарегистрированные и активно действующие организации в Казахстане; 2) провели сегментацию по стандартным критериям и 3) разместили полную базу данных в модуле “Организации”.
Причина 2. В модуле «Организации» есть специальные фильтры, с помощью которых можно быстро найти и выбрать подходящие организации. Для этого используйте следующие фильтры:
- По виду деятельности
- По местоположению
- По размеру
- По форме
- По возрасту
Причина 3. Результаты поиска и выбора организаций можно скачать на компьютер или сохранить в приложении для последующей работы.
База данных модуля «Организации» обновляется еженедельно: добавляются новые организации и удаляются закрытые. Поэтому, у вас всегда будет доступ к самым новым организациям в Казахстане.
KazDATA — единственный ресурс для быстрой сегментации рынка организаций в Казахстане.
Сотни компаний уже пользуются KazDATA чтобы сегментировать рынки и находить самых лучших и новых клиентов в Казахстане.