Marketing (англ.) — Oxford Dictionary: The action or business of promoting and selling products or services, including market research and advertising.

“Действия по продвижению и продаже товаров и услуг, которые включают в себя исследования рынка и рекламирование.”

Говорят, что маркетинг — не та наука, в которой существуют очевидные доказательства и закономерности. Например, если сделать «так», то «это» обязательно изменится на Х%.

Согласимся с этим. Но скажем, что наука, какой мы знаем ее сегодня — сплошные противоречия. Причём по самым ключевым и фундаментальным понятиям. Как произошла Земля? Как появился человек? От чего происходит нефть?
Однозначных ответов нет. Сплошные теории и гипотезы со своими «фанатами» и последователями.

Точно также обстоят дела с маркетингом. Есть разные методы, подходы, способы и термины. В этом наука и маркетинг схожи.

Получается, что маркетинг — это наука гипотез и предположений. То есть, если сделать «так», то «это» должно измениться (или «может измениться» в зависимости от уверенности утверждающего) на Х%.

И чем быстрее это станет известно, тем лучше. В этом у маркетинга есть одно большое преимущество перед наукой — подтвердить или опровергнуть гипотезу можно гораздо быстрее и дешевле.

В прошлой статье, мы говорили о 28 основных маркетинговых функциях и зон ответственности, которые требуются компаниям для их «успешного развития». Прибавим к ним еще несколько «маркетингов», не вошедших в тот список: стратегический маркетинг, тактический маркетинг, операционный маркетинг, инновационный маркетинг, продуктовый маркетинг, ценовой маркетинг, сбытовой маркетинг, конкурентный маркетинг, партизанский маркетинг, Интернет-маркетинг, социальный-маркетинг, поисковый маркетинг, фейсбук-маркетинг, инстаграм-маркетинг … Всегда найдется подходящий маркетинг.

Звучит как очень важные и нужные элементы. Таковыми они и являются. Про каждый написано много постов, книг и онлайн курсов. Без некоторых просто невозможно успешно заниматься бизнесом и продвигать свой продукт. А некоторые совершенно бесполезны и только отнимают драгоценные ресурсы компании — время и деньги.

Так что же все таки маркетинг, для чего он нужен, из чего состоит и что в нем главное?

Определение маркетинга

Маркетинг как система, известная в наше время, появилась в середине XX века.
С конца 40-х годов среди профессионалов стало чаще употребляться выражение marketing mix, которое описывало необходимые элементы для успешного управления бизнесом с точки зрения воздействия на рынок.

В ходе многолетних исследований ученых в Америке, было установлено, что больше всего на успех организации на рынке влияют 4-и переменные. Они есть у каждой компании. С помощью них компании стремятся достичь свои бизнес-цели.
Это комбинация следующих 4-х элементов: Product, Price, Place и Promotion (продукт, цена, место, продвижение) — 4П.

Причем именно в такой последовательности. Вместе они образуют известный нам сегодня комплекс маркетинга (marketing mix).

Вот какое определение маркетингу даёт АМА — Американская Маркетинговая Ассоциация, которое было утверждено Членами Правления Ассоциации.

“Marketing is the activity, set of institutions, and processes for creating, communicating, delivering, and exchanging offerings that have value for customers, clients, partners, and society at large.

Маркетинг — это действия, принципы и процессы создания, общения, доставки и обмена предложениями, которые несут ценность потребителям (B2C), клиентам (B2B), партнерам и обществу в целом.”

А вот как трактует маркетинг Джон Джанш, автор популярной книги про маркетинг Duct Tape Marketing.

“Marketing is getting people who have a specific need or problem to know, like, and trust you.

Сделать так, чтобы люди, у которых есть какая-либо проблема или потребность, узнали о вас, вы им понравились и они начали вам доверять — есть маркетинг.”

Вот еще 72 определения маркетинга, кому интересно, могут посмотреть.

Смысл у всех определений один —изучить потребности и предложить лучше.

4П или комплекс маркетинга

4П маркетинга является одной из главных частей общей системы управления бизнесом. Другие — управление производством, управление финансами и административно-хозяйственное управление.

Хороший руководитель с трудом может себе представить, что какие-то важные процессы в компании не работают или работают плохо.

  • Если производственный процесс будет некачественным — с большим процентом брака, простоями оборудования — вряд ли фирма будет конкурентоспособна и сможет развивать бизнес.
  • Если финансовое управление будет некачественным — постоянная нехватка средства, рост дебиторской задолженности — фирма вряд ли сможет развиваться.
  • Если управление продуктом, ценой, сбытом и продвижением также плохо работают — какой результат можно ожидать?

Следовательно, чем лучше все элементы настроены и функционируют, тем успешнее бизнес.

У каждого элемента (Product, Price, Place, Promotion) есть своя специфика и особенности. Грамотная комбинация всех элементов маркетинга вкупе с другими системами управления организации —прямой путь к успеху.

Но вернемся к бизнесу в целом.

Цели бизнеса и маркетинга

К сожалению, у большинства современных маркетологов, основные знания и практика, сводятся к продвижению продукта на площадках различных мировых корпораций. Таких как Гугл, Инстаграм, Фейсбук, Сначпат, Вконтакте, Вацап и подобные.

Корпорации стараются привлечь на свои ресурсы как можно больше пользователей. В итоге, простое использование одного или нескольких коммуникативных каналов, заменило вдумчивую и системную работу маркетолога по изучению рынка и развитию успешного бизнеса.

Поэтому, быстро взглянем на бизнес в целом и освежим в памяти его изначальную цель.

Жизненный цикл организации

Если отбросить все публичные слоганы и месседжи, о которых открыто заявляют компании, и честно посмотреть на цель бизнеса, то главной целью будет генерация доходов и прибыли. Чем больше прибыль — тем лучше. Очень трудно не согласится с таким утверждением и так думают многие.

Однако, это не совсем так.

Любая организация существуют по предсказуемой модели развития с определенными  жизненными циклами. В разные этапы времени, на разных этапах, компания привлекает разное количество клиентов и обеспечивает разные уровни доходов.

Все организации стремятся продержаться в стадиях роста как можно дольше. Обеспечить постоянный рост доходов для развития компании.

Это означает, что для роста доходов — нужно больше клиентов. Таким образом, типовая цель бизнеса:

Создать столько клиентов, сколько необходимо, чтобы обеспечить необходимую прибыльность.

Цель маркетинга: “Обеспечить необходимый рост продаж за счёт сбалансированного  комплекса маркетинга, основанного на рыночных знаниях.”

  • Есть рост доходов за счёт продаж — маркетинг хорошо справляется со своей целью и задачами.
  • Нет роста доходов — проблемы с маркетингом. Остальные 3 системы бизнеса: производство, финансы, администрация — зачем тогда работают?

Но как настроить систему? Выбрать оптимальное количество. С чего начать?

Начать с самого главного — с людей: клиенты и работники. С работниками разберётся HR. А мы продолжим разбираться с клиентами.

Продолжение в следующих выпусках.

 

от MCheng

Добавить комментарий