«Требуется маркетолог» — часто встречаются такие объявления.
Любому бизнесу нужны специалисты с «говорящей» профессией — так называемые «маркетологи». То есть люди, которые разбираются в рынках. Которые знают текущую ситуацию. Знают что делать сейчас и что делать завтра для развития бизнеса, за который они отвечают.
С каждым годом конкуренция в Казахстане усиливается. Одни компании терпят убытки и уходят с рынка. Другие наоборот — открываются и заходят на рынки или создают новые.
Одни отрасли развиваются быстрее, а другие медленнее. Или вообще по-другому. Везде своя специфика, правила игры и особенности. И все это постоянно меняется и развивается.
В таких условиях, бизнесу приходится непросто. Особенно, бизнесу в традиционных отраслях с высокой конкуренцией — таких как торговля, строительство, транспортировка и хранение, производство и услуги. Особенно, локальному бизнесу, которому противостоят более опытные и сильные игроки из других стран.
Возрастает понимание необходимости изменений в процессах и функциях. Повышается спрос на людей, которые разбираются в рынках.
Открывая вакансию на должность маркетолога, руководство компании надеется, что человек, который придет на эту позицию, быстро разберется со всеми проблемами и улучшит ситуацию компании на рынке.
Как показывает практика, в большинстве случаев, ни работник, ни работодатель, не получат выгоду от такого сотрудничества. Компании снова придется искать нового специалиста и начинать все сначала. А это — дополнительные расходы и упущенная выгода. А маркетологу — искать другую компанию и продолжать “карьеру” в другом месте. Имидж маркетинга страдает от такой ситуации: — “Маркетинг ничего не дает”; — “Они ничего не понимают в маркетинге”.
Лишь в некоторых отдельных случаях, в которых обе стороны нашли взаимопонимание, ситуация обстоит иначе. В основном, это компании с историей, лидеры рынков и молодые стартапы. Компании знают что и как делать и действуют — развивают свой бизнес в Казахстане.
Основная причина, которая мешает — это завышенные ожидания и другая реальность.
Причина таких завышенных ожиданий — недооценка функций маркетинга как важной составляющей части системы управления бизнеса в целом. И следовательно, как важная, жизненно необходимая часть инфраструктуры организации, со своими ресурсами и процессами. Без которых просто ни одна организация не может функционировать успешно. Специальных людей может и не быть — но функции и процессы — быть обязаны.
Другая реальность — это то, с чем по факту новый специалист столкнется на практике. Несоответствие тому, чем надо было заниматься и чем в итоге пришлось заниматься. Вместо изучения рынка — дизайн и заказ визиток. Вместо разработки комплекса маркетинга — организация концертов. Причин очень много — результат один.
Комбинация этих факторов негативно сказывается на обеих сторонах. Такую ситуацию можно избежать. Для этого, нужно немного разбираться в основах маркетинга.
Выясним основы B2B маркетинга на примере Казахстана и начнем с краткого анализа объявлений о вакансиях на позицию маркетолога.
Чтобы узнать, какие требования и ожидания у работодателей от маркетологов, которых они приглашают к себе на работу, мы провели исследование — изучили текущую ситуацию: проанализировали предложение и спрос на маркетологов, связались с работодателями и уточнили детали по поводу потребностей и ожиданий.
В итоге, у нас получился список основных функциональных обязанностей и зон ответственности среднестатистического маркетолога. В нем собрано практически все, что требуется и ожидается от специалистов по маркетингу.
Список требований и обязанностей маркетолога
- Разработка маркетинговой политики
- Разработка маркетинговой стратегии
- Написание бизнес-планов
- Разработка маркетингового плана
- Разработка маркетингового бюджета
- Мониторинг текущей ситуации на рынке
- Организация и проведение исследований
- Разработка стратегии и планов развития проекта
- Сбор, обработка и анализ полученных данных, подготовка отчетов и презентаций
- Подготовка аналитических отчетов
- Создание посадочных страниц и привлечение целевого трафика
- Проведение мероприятий
- Продажи (поиск, переговоры)
- Лидогенерация
- Расширение клиентской базы
- Ведение социальных сетей
- Отработка акций
- Подготовка печатной продукции
- Проведение телефонных интервью
- Улучшение лояльности
- Разработка программ лояльности
- Медиа-планирование
- Проведение акций
- Продвижение бренда
- Работа с лояльными клиентами
- Мониторинг конкурентов
- Анализ конкурентов и мониторинг цен
Получился внушительный список самых разных функций. Среди них — многие отличаются по характеру и содержанию, для выполнения которых нужны самые разные профессиональные навыки и компетенции.
Это только основные функции. Есть еще второстепенные. Такие же необходимые для жизнедеятельности организации, как управление финансами, производством и административной деятельностью.
Для выполнения каждого из пунктов, помимо наличия необходимых профессиональных знаний, требуется трудоемкая, кропотливая и методичная работа. В основной которой — поиск и обработка больших объёмов информации. Информации, которая поможет узнать текущую ситуацию. Которая обеспечит руководство надежной опорой для принятия решений — в виде конкретных фактов и цифр. От которых можно оттолкнуться и планировать развитие компании на годы вперед.
Трудно представить себе человека, который в одиночку смог бы со всем этим справиться. Одновременно. Ещё труднее представить миллионы таких людей. Потому что их крайне мало и зовутся они гениями.
Но судя по объявлениям, поиск супер-работников продолжается. Результат, как мы уже выяснили — будет одним. Большинство только потеряют времени и деньги. И если деньги еще можно вернуть — то время упущено навсегда.
Что делать? Нанимать десятки и сотни людей, которые будут заниматься всеми этими маркетингами? )
Ответ — «Конечно нет!». Просто уметь выбирать из всего множества — самое главное.
За многие годы консультационного бизнеса в Казахстане, мы получили большой теоретический и практический опыт. Такая комбинация помогает нам быстро выделять главное и находить наиболее продуктивные решения в B2B маркетинге и продажах для роста и развития бизнеса.
Наша миссия гласит — помогать быстро узнавать текущую рыночную ситуацию , чтобы люди могли успешно развивать свой бизнес. Другой причины у нас нет.
Если вы хотите изменить ситуацию и точно знать, куда и как развивать свой бизнес в Казахстане, то наша информация будет вам полезна. Именно поэтому, мы делимся с вами нашим опытом.
В основе маркетинга — сбор и анализ информации о текущей ситуации на рынке. Только после того как станет известно — что происходит на рынке — можно приступать к разработке самого маркетинга и выработке подходящих решений.
Поэтому, для начала нашего разговора про маркетинг в Казахстане, разберёмся, что же такое маркетинг в глобальном смысле — как его трактуют и понимают в мире. Просто невозможно тематически рассуждать и двигаться дальше, пока нет основы — общих и разделяемых базовых понятий и определений. Затем узнаем, что же в нем самое главное и как это главное использовать максимально выгодно.
Продолжение следует…